Рассказ в фотографиях о поселке Каринторф и узкоколейной железной дороге.

Из города Кирово-Чепецк, что в Кировской области, в посёлок Каринторф проложена узкоколейка, по которой долгие годы возили тоннами торф. А теперь по этим рельсам маленький вагон перевозит оставшихся в посёлке жителей, бывших рабочих разорившегося предприятия. Каждый день, туда и обратно, несколько десятков километров, через лес, старый тепловоз тащит маленький вагон — строго по расписанию. Кто-то едет на работу, кто-то в школу. Этот необычный пассажирский транспорт — с кондуктором и билетами — здесь называют народным «метро». А весной узкоколейка становится для нескольких тысяч человек единственной транспортной артерией, связывающей их посёлок с «большой землёй», настоящей «дорогой жизни».

В Каринторфе я ранее бывал несколько раз проездом на велосипеде, но вглубь поселка не заезжал и думал, что ничего интересного там нет. Ошибался.

В начале апреля друзья предложили устроить небольшой экскурс в Каринторф и прокатиться по узкоколейной железной дороге. Надо отметить, что в настоящее время в России действующих узкоколеек осталось немного. Решил не упускать такую возможность и прокатиться на редком виде транспорта.

Точного расписания мы не знали, точнее в сети интернет было несколько вариантов. Ориентировались на Яндекс.Расписание и не прогадали. Правда выехали поздно и доехали, не без приключений, впритык — поезд уже готовился к отправке. Сели и отправились в путь.

Из Чепецка поезд отправился с двумя полупустыми вагонами. Два маленьких уютных вагона с деревянными лавочками и буржуйкой на борту. Впереди у нас 10 километров пути, которые поезд проходит за 40 минут. Поезд едет медленно, заметно пошатываясь. За окном серость, дождь, в общем, очень атмосферно.

Каринская УЖД уникальная узкоколейка. Единственная в России узкоколейная железная дорога, осуществляющая пассажирские перевозки как часть городской системы общественного транспорта. Построена она была в начале войны, в 1942 году, когда в будущем городе, а тогда ещё рабочем посёлке Кирово-Чепецк, где строился химкомбинат, была построена ТЭЦ, топливом для которой стал торф. Добывали его на болотах за рекой Чепца. При торфоразработках и был построен поселок Каринторф. В эпоху своего расцвета протяженность сети Каринской УЖД составила более 100 километров. Сейчас остался только небольшой участок, соединяющий райцентр Кирово-Чепецк и Каринторф. С 1990 года Каринторф стал частью Кирово-Чепецка, поэтому формально дорога внутригородская. Поскольку торфодобыча в районе Каринторфа прекратилась, на маршруте остались только пассажирские перевозки.

Альтернатива узкоколейке для связи с Чепецком только одна — понтонный мост (с 2012 года), который устанавливают в начале лета, а перед весенний паводком демонтируют. Ранее была паромная переправа.

Поселок Каринторф постепенно приходит в упадок. Жителей становится всё меньше, людей из ветхого жилья переселяют в город. Надо сказать это ветхое жилье — красивые и не обычные для нашей местности двухэтажные деревянные дома, построенные, как говорят, плененными немцами. В некоторых из этих домов мы побывали — двери открыты. Помимо деревянных стоят и красивые каменные дома.

Перед отъездом в Чепецк зашли на территорию депо. Вокруг упадок и уныние.

На рейс в Кирово-Чепецк дополнительно прицепили 2 вагона. Кондуктор пошутила — «Специально для вас вагон выделили». Практически так и оказалось. В последнем вагоне ехала наша компания и пара местных ребятишек. Это позволило сделать дополнительные фотографии, в том числе высовываясь из вагона. =)

В настоящее время поступает информация, что железную дорогу хотят продать или что её уже кто-то купил. Но речи о закрытии, я думаю, пока не стоит, ведь альтернативы транспортного сообщения для жителей поселка нет. Но на всякий случай надо будет повторно посетить Каринторф летом и  прокатиться по узкоколейной железной дороге. Рекомендую сделать это и вам, уважаемые читатели!

По узкоколейной железной дороге в Каринторф

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *