Рассказ о путешествии на Урал летом 2019-го.

В последние несколько лет с друзьями стали выбираться на небольшие путешествия по нашей области. Обычно дня на 2-3 (на выходные). Например, каждый год посещаем Береснятский водопад и скальный массив Камень на реке Немда в Советском районе. В прошлом году открыли для себя Котельничский район с его Сокольей горой и Жуковлянскими валунами. Были поездки в заброшенные городки и поселки. Но захотелось чего-то большего.

Основные условия: ехать на своем авто, относительно не далеко, и чтобы доступно и непременно красиво. =) Под эти условия в нашем случае попадал Северный Урал. Например, Пермский край и Свердловская область. В Пермском крае есть такие популярные места как Усьвинские столбы и Каменный город. В Свердловской области одно из популярных мест —  гора Конжаковский камень.

С прошлой осени или зимы стали искать информацию о местах, которые необходимо посетить. Решали как собраться всем вместе, состыковать отпуска и прочее. После того как определились с точками для посещения, я стал готовить маршрут и рассчитывать время поездки. Надо сказать, что для всех нас это относительно большое путешествие на своём авто и поэтому немного волнительно и страшновато. Необходимо многое продумать и предусмотреть.

Как обычно, подготовил карту с отмеченными точками, а также с некоторыми пояснениями по дорогам.

Поездка, в целом, состоялась в рамках задуманного плана с одним отклонением от маршрута. Но обо всем по порядку.

Качканар

Первой точкой для посещения должен был стать карьер горно-обогатительного комбината (ГОК) близ горы и одноименного города Качканар. По материалам из интернета и, судя по картам, на краю карьера есть несколько смотровых площадок, которые мы и хотели посетить. План был таков: доехать до проходной и, сделав лицо кирпичом, пройти её или обойти по лесу и далее к площадке.

Вид на гору из окна гостиницы

Не доехав до проходной, остановились на перешейке между Нижневыйским водохранилищем и Шламовым прудом чтобы сделать фотографии. Ходили по путям рядом со стоящим груженым породой поездом. Машинист посоветовал тут не ходить, сказал, что вокруг много камер. Мы всё посмотрели, сделали фотокарточки на память и поехали дальше. Только остановились перед проходной, как к нам подъезжает УАЗик с ЧОПовцами. =) Вежливо попросили нас не заходить на территорию ГОКа, пояснили, что идет разработка нового карьера и въезд строго воспрещен. ЧОПовцы подумали, что нам интересна гора Качканар, что мы хотим подняться к её вершине, потому как по территории комбината проходит туристическая тропа. Точнее сказать, ранее проходила… Рассказали нам, как объехать вокруг горы, как выбрать более короткий путь для подъема.

перед проходной ГОКа

На этапе планирования маршрута мы изначально думали подниматься на Качканар, но из-за сжатых сроков решили не посещать данное место, а ограничиться только карьером. Кстати говоря, на вершине горы расположен буддийский храм Шедруб-Линг. Но поскольку выходило, что на карьер мы не попадаем, то решили последовать совету ЧОПовцев и рвануть на гору. Для этого необходимо выехать из Качканара и, огибая гору по грунтовой дороге (проезжаема для легковых авто), доехать до поселка Косья, а от туда пешком подниматься в гору.

Так как я не планировал подниматься на гору, то и не готовил маршрут, не искал подробную информации о местности. На карте было отмечено 3 пеших тропы. Мы выбрали центральную. Самая короткая и, как я и думал, самая сложная. Сложная, но красивая и эффектная.

Путь на вершину начался с подъема по дороге, переходящей в лесную тропу, которая, чем выше поднимаешься, тем сильнее теряется в лесу. Тропа идет вдоль русла ручья. Местами видна отчетливо, потом пропадает. Но, держась намеченного маршрута, поднимаемся выше. Появляются россыпи камней, похожих на каменную «реку». Красота. Идем дальше и видим перед собой огромные камни — курумы (курумник). Поднимаемся по нему, делаем фотографии. Потом лес, потом снова камни и так несколько раз.

Поднявшись наверх, дошли до одной из вершин горы Качканар. Высота небольшая, менее 800 метров над уровнем моря. Но вид открывается потрясающий. Особенно, учитывая тот факт, что внизу шел дождь, и была пасмурная погода, а пока поднимались, погода наладилась. Сверху было видно лес у подножия, тропу по которой мы начинали путь. Кажется невероятным, что мы проделали такой путь. Хотя километраж совсем небольшой.

Сделав фотографии на вершине, двинулись в сторону храма. По периметру территории храма стоят будки с привязанными на длинных цепях собаками. В одной из них был молодой выводок щенков. Собаки все дружелюбные, ласковые и игривые. Как нам пояснили позже, их используют в составе собачьей упряжки зимой для перевозки грузов.

На территории храма нас встретил местный послушник (ученик), который любезно предложил провести экскурсию по территории и рассказать историю данного места, а также совершить буддийский ритуал — обход вокруг ступы. Мы, конечно же, не отказались от такого предложения. Позже нас пригласили в дом согреться, попить чай и побеседовать. Надо отметить, что мы посетили храм в пятницу, и других туристов было совсем немного. А вот в выходные дни туристов там очень много. Учитывайте это, когда будете планировать поездку.

Так как посещение Шедруб-Линг мы не планировали и рассчитывали время пути иначе, то пришлось уже под вечер выдвигаться на вторую точку нашего путешествия — Конжаковский камень. Кстати, пару раз пересекали границу Европы и Азии. Сделали фото на память.

Конжаковский камень (Конжак)

Когда искал информацию о состоянии дорог, то было сказано, что путь от Карпинска до поворота на горную технологическую дорогу лежит по грунтовке. А расстояние не малое. Мы итак поздно выехали, а тут еще ехать и ехать. Но оказалось, что в настоящее время там построили отличную прямую дорогу. И мы довольно быстро долетели до нужного поворота.

Уже был первый час ночи, где то в лесу у дороги увидели костер. Но мы не планировали здесь ночевать. Было темно, моросил мелкий дождь, начиналась незнакомая горная дорога из щебенки. Решили ехать. Отмечу, что заранее приобретенная панорамная светодиодная балка нам очень помогла, широко освещая путь.

На пути нам попались два огромных бульдозера, перегородивших дорогу. Да и на повороте стоял «кирпич». Очевидно, что дорога была закрыта. Такое бывает, когда идут взрывные работы на руднике или проходит Конжаковский марафон. Охраны не было видно, очевидно, все спали. Мы проехали между бульдозеров и двинулись дальше. Начались более крутые подъемы. Переживал, как проедет наш второй автомобиль Лада Гранта. Не быстро, на первой передаче, он ехал за нами. Ну, а я включил пониженную передачу, также не спеша продвигался наверх. Надо сказать, что дорогу отсыпали и прогрейдировали, она стала доступна для всех машин.

Чем выше поднимались, тем гуще становился туман, а точнее не туман, а низкая облачность. Наступил момент, когда светодиодная балка только мешала, засвечивая и переотражая водную взвесь, да и ближний свет фар тоже стал мешать. Оставил включенными одни противотуманные фары, двинулся дальше. На отмеченной для ночевки точке уже был разбит лагерь, горел костер.

Оказалось, что на следующий день должен проходить марафон и параллельно с ним международные соревнования радиолюбителей. И это были участники этих соревнований. Про то, что марафон проходит в июле я был в курсе, но что выпадет на эти выходные, не уточнял. Поэтому дорога и была закрыта. Радиолюбители оказались местными жителями и постоянными участниками соревнования. Удивились тому, как мы проехали наверх, да еще и в ночи. =)

Ехать дальше они не советовали, погода была плохая. Густой туман, сильный ветер, который раскачивает авто. Впрочем, мы и не собирались этого делать в ночи. Разбили свой лагерь, поставили палатки и легли спать.

На утро немного распогодилось, даже вышло солнце. Приготовили завтрак-обед, поели, пообщались еще с радиолюбителями, собрались и двинули в путь к подножию горы, а точнее на Иовское плато.

Лагерь на ночевку мы разбивали на высоте примерно 800 метров, а высота Конжаковского камня 1600 метров. Поднимаемся выше и снова туман, облака. Если посмотреть вдаль, то облака ниже нас. Периодически становится чисто и видны вершины гор. Дорога петляет, огибает горы, лесотундра плавно переходит в горную тундру. Делаем несколько остановок для фотографирования и добираемся до Конжака. Оставляем машины практически у рудника.

Дождь разошелся, утепляемся, надеваем дождевики и выдвигаемся. Вершины не видно, да что там говорить, даже основания горы не видать. Досадно. Хотелось хорошей погоды и потрясающих видов сверху. Но раз приехали, то надо покорить вершину. По карте смотрю отмеченную тропу-направление. Идем в сторону горы по мокрому мху, хлюпая ногами. Доходим до горы, видим каменные глыбы и снег. Снег в июле, конечно, интересное и необычное для нас зрелище.

Поднимаемся дальше и вдалеке замечаем силуэты людей. Это марафонцы бегут на вершину и обратно. На улице ветер, дождь, +6 градусов, а true-марафонцы спортсмены в шортах и майках несутся по скользким сырым камням. Без травм, конечно, не обходится. Сильные люди. Молодцы. Расстояние в 42 километра преодолевают за несколько часов. Причем, последние километра 4 карабкаясь вверх по курумнику. Продвигаемся по марафонской тропе всё выше и выше. Не видно ни вершины, ни подножия.

Достигли вершины. Ветрище, видимость низкая. Делаем фото. Осторожно залез на самый верх к флагам. Вставать опасно, может порывом ветра сдуть. =) Миссия выполнена, спускаемся вниз.

это я машу рукой =)

Спустившись с горы, отправились на место прежней стоянки, чтобы отдохнуть. По плану было заночевать здесь и с утра отправиться на следующую точку — Усьвинские столбы. Вечером на закате снова прокатились до Конжака, чтобы сделать несколько кадров. Небо было более чистым, хотя вершину Конжаковского камня мы так и не увидели. Виды открывались отличные. Сильный холодный ветер не дал в полной мере насладиться картиной. По пути встретили радиолюбителей, еще раз пообщались с ними и  уехали в лагерь.

Вверху за облаком скрывается вершина Конжаковского камня
Вид на Иовское плато

Усьвинские столбы и Каменный город

Плотно позавтракав с утра, отправились в путь. Предстоял не близкий путь в сторону дома, в Пермский край. До Усьвы добрались уже к вечеру. Был вариант разбивать лагерь близ Усьвы, а с утра идти пешком порядка 5 километров стандартным туристическим маршрутом. Или рвануть в объезд (а это 30 километров), разбить лагерь и идти к Усьвинским столбам. Решили рискнуть и выбрали второй вариант.

От Усьвы надо проехать по трассе около 10 км, а дальше через поселок Нагорнский выехать на дорогу, идущую вдоль газопровода. Предварительно уточнил у знакомого состояние дороги, сказал, что с нами едет Гранта. Мне ответили, что проедем, что газовики следят за состоянием дороги. От поселка до газопровода идет разбитая грязная дорога, но довольно плотная. Так что Гранта осторожно и без проблем проехала. Сама же дорога вдоль газопровода действительно не плохая и даже в дождливую погоду проезжаема. Сюрприз ожидал нас дальше в виде крутых затяжных спусков-подъемов. Для Нивы они проблем не представляли, а вот на Гранте приходилось ехать ходом с прошлифовкой, при этом осторожно, чтобы ничего не сломать об камни. Особенно веселым был последний спуск. Очень продолжительный и с поворотом. Хочу отметить, что на обратном пути мы заранее приготовили трос, чтобы тащить Гранту. Но в итоге трос не понадобился, Гранта сама проехала хорошо.

Добрались до места, народа практически никого нет. С нашим лагерем рядом никого не было. Отлично. Сюда надо приезжать в будний день, чтобы в полной мере насладиться окружающей природой. Хорошо что приехали не в выходные. Разбили лагерь, приготовили ужин, погода была хорошая…

На следующий день, позавтракав отправились осматривать Усьвинские столбы. Погода была переменчивой. То тепло и солнце, то периодически начинал поливать небольшой дождь. Красота мест, конечно, поражает, а сверху открывается просто шикарный вид. К сожалению, сжатые сроки поездки не позволяли в полной мере насладиться местом. И поэтому хочется вернуться туда и, возможно, не раз. Тем более расстояние относительно небольшое (в сравнении с Конжаком или Качканаром). Думаю, а не сгонять ли туда осенью?

переменчивая погода
Здесь снимали фильмы «Географ глобус пропил» и «Время первых»

По плану еще было посещение Каменного города и других точек, но уже не успевали. Ребята торопились домой. Тем кто не торопился, предлагал остаться еще на одну ночь. В итоге сошлись на том, что заедем в Каменный город этим же днем и уже в ночь рванем домой. Посетить Усьвинские столбы и не побывает в Каменном городе, по-моему, сравни преступлению. =)

К вечеру погода разыгралась, было солнечно и тепло. Каменный город одно из самых удивительных и прекрасных мест. По его «улицам» можно гулять и гулять. И обязательно надо залезть наверх. Открывается чудесный вид. Вот бы термос захватить и, сидя наверху останца «Пернатый страж» (одна из крупных каменных глыб), пить горячий чай, смотреть в даль.

Подготовка места для съемок фильма «Сердце пармы»

На этом наше путешествие закончилось. Это было отличное приключение. В отдалённом будущем надо будет обязательно посетить и Конжаковский камень, и Качканар, и Усьвинские столбы. В ближайшем же будущем хочется побывать на Усьвинских столбах ещё раз. А вообще на Урале столько красивых и интересных мест. Можно путешествовать и путешествовать…

 

Путешествие на Урал 2019

2 мыслей о “Путешествие на Урал 2019

  • 16 августа 2019 в 20:43
    Постоянная ссылка

    Классно! Отличный отчет! Вот только его бы на месяц пораньше, я бы маршрут своего уральского путешествия почти по тем же местам проложил уже по-другому. И карта очень помогает. Теперь вижу, что не там сунулся к Усьвинским столбам.
    Погоду бы еще получше, и классные фото были бы еще солнечней. Но у нас та же проблема была — и вершина Конжаковского камня в облаке пряталась, и дождь периодически…

    Ответ
    • 17 августа 2019 в 13:11
      Постоянная ссылка

      С написанием отчетов проблема у меня. Долго запрягаю. Да и времени не хватает, чтобы сесть спокойно написать. Вот думаю может осенью снова рвануть в Усьву. Там еще не посетили Шумихинские скалы.

      Ответ

Добавить комментарий для Александр Голышев Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *