12 сентября 2015 года Кировский филиал «t+ Group» организовал и провел очередной блог-тур по теплоэлектроцентралям города Кирова и области. На этот раз мы побывали на Кировской ТЭЦ-5. Напомню, ранее мы побывали на Кирово-Чепецкой ТЭЦ-3 с новым блоком ПГУ (парогазовая установка).
Историческая справка. Решение о строительстве Кировской ТЭЦ-5 было принято в 1970-х годах, когда стало ясно что существующая генерирующая теплоэнергоструктура исчерпала свои возможности для покрытия потребностей растущего города. В 1977 году приказом министра энергетики и электрификации СССР утверждён технический проект будущей ТЭЦ. К станции была проложена ветка железнодорожных путей. Официальной датой рождения станции стало 30 декабря 1980 г., когда были введены в эксплуатацию два пиковых котла. В проекте основным видом топливом был определен кузнецкий уголь марки СС (слабоспекаемый рядовой). В 1988 году в строй введены два турбогенератора ТГВ-200-2МУЗ, достигнута расчётная мощность 450 Мегаватт. В 1990 году станция подготовлена к работе на природном газе.
На сегодняшний день электрическая мощность — 450 МВт, тепловая — 1090 Гкал/ч. Персонал — 497 человек.
По традиции в начале экскурсии нас встречает директор Кировского филиала «t+ Group» Д.А. Трушков и директор ТЭЦ-5 О.Г. Анфёров. Директор ТЭЦ-5 рассказывает о истории станции и проводит обязательный инструктаж по технике безопасности.
Первое, что мы посмотрели, это градирни. Из Википедии: Гради́рня — устройство для охлаждения большого количества воды направленным потоком атмосферного воздуха. Иногда градирни называют также охладительными башнями.
Для чего нужны градирни? Для охлаждения «чистого пара», который проходит через турбину, вращает лопасти генератора и попадает в конденсатор. В конденсаторе «чистый пар» охлаждается, конденсируется и виде воды идет дальше по замкнутому кругу системы. Вода поднимается на верх градирни, где стекает по оросителю тонкой пленкой вниз или равномерно падает в виде капель тем самым охлаждаясь.
По желтой трубе на станцию приходит природный газ.
Побывали на складе угля.
Уголь доставляют в вагонах. На специальной установке — вагоноопрокидыватель, уголь выгружают, дробят и подают по конвейеру на склад или при необходимости сразу на станцию. По фотографии сложно оценить масштабы запасов угля (а они составляют 200 тысяч тонн), но если присмотреться, то наверху горы можно увидеть бульдозер. Каким крошечным он кажется относительно горы угля.
Для участников блог-тура провели демонстрацию работы вагоноопрокидывателя. Установка способна за раз перевернуть 3 вагона угля менее чем за 1 минуту. Впечатляет!
Разгруженный вагон своим ходим двигается по железнодорожным путям. =)
Котельная ТЭЦ-5. На станции 5 котлов: 4 штуки марки ТПЕ-429, 1 марки ТПЕ-430. Работа котлов возможна на угле, газе и мазуте. Высота каждого котла примерно с 10-этажный дом.
При вхоже в турбинный цех нас встречает цветное панно, которое символизирует связь атомной энергетики, теплоэнергетики и гидроэнергетики.
Система паропроводов и насосов.
В турбинном цехе установлены три турбины — одна марки ПТ-80 и 2 марки Т-185. Одна Т-185 проходит плановый ремонт.
Турбогенератор, как понятно из названия, состоит из турбины (слева) и генератора (справа).
Аналоговые приборы контроля.
На фотографии ниже (слева-направо) генератор и токопровод, паровая турбина.
И снова контроль показателей.
Пар из трубы…
Третий турбогенератор на ремонте. К нему мы еще вернемся, а пока пройдем в центр управления станцией или ГЩУ (главный щит управления).
Старые аналоговые приборы соседствуют с компьютерной техникой.
Персонал за работой.
Снова турбина Т-185, которая на ремонте.
Хитросплетения труб повсюду.
Памятный подарок от «t+ Group».
В конце своего краткого рассказа о Кировской ТЭЦ-5 хотелось бы выразить благодарность пресс-службе Кировского филиала «t+ Group» за организованный блог-тур, директора станции О.Г. Анфёрова за подробный и интересный рассказ о работе станции, директор Кировского филиала «t+ Group» Д.А. Трушкова за ответы на все интересующие вопросы. Теперь ждём следующий блог-тур — на ТЭЦ-1. =)
До новых встреч!