Довольно спонтанно и не без приключений собрались в путешествие на Южный Урал. В планах на этот год было другое, но в связи со сложившейся обстановкой в стране и мире, пришлось вносить корректировки. Путешествие получилось насыщенное и довольно сжатое по срокам. Посетили множество интересных мест, благо все они располагаются относительно недалеко друг от друга. Накатали порядка 2500 км. На поездку ушло 6 дней. Свой рассказ разделю на 2 части. В первой части будет рассказ о посещении Музея Военной и Автомобильной техники в Верхней Пышме, порога «Ревун», Аракульских Шиханов, города Карабаш.

Для начала, по традиции, опубликую интерактивную карту с ключевыми точками маршрута.


 

А теперь обо всём по порядку. Так как я давно хотел посетить Музей Военной и Автомобильной техники, надо сказать очень крутой музей, то решил по пути побывать там. Музей находится вблизи Екатеринбурга в городе Верхняя Пышма. В первый день мы проехали порядка 820 километров.

Музей Военной и Автомобильной техники

Предварительно забронировал классную квартирку в новом доме на 17 этаже по невысокой стоимости. Покушали, помылись и легли спать на удобной кровати (в палатке мы еще поспим)). С утра сходили в музей, располагается он не далеко от съемной квартиры. Это, наверное, самый большой частный музей в России. И один из самых классных.

На улице на большой площади расположено множество экспонатов: от артиллерийских установок и танков до поездов, самолетов, вертолетов и кораблей. Собственно мы только и успели, что осмотреть данную экспозицию за несколько часов. Причем в довольно быстром темпе. Очень интересно! Экспозиция на улице бесплатная для посещения.

На территории располагаются несколько многоэтажных павильонов. Один с военной техникой, другой с автомобильной. Плюс на улице возводят крытые павильоны с прозрачными стенами для автомобилей. Есть и другие павильоны, что там — не знаю. Посещение платное, но стоимость не высока, порядка 200 рублей. Так вот чтобы их посетить, надо много времени. Я думаю, туда надо выбираться на пару дней. Есть идея сгонять туда на поезде специально для посещения музея.

Ну, а ниже некоторые фотографии с территории музея. По случаю сфотографировался рядом с самоходной артиллерийской установкой САУ 2С3М «Акация», на которой отслужил год в армии на должности старший наводчик.

Порог «Ревун»

Посетив музей и пообедав, рванули на восток Свердловской области, на реку Исеть, чтобы посмотреть знаменитый порог «Ревун». Порог получил свое название за шум. При большой воде рев воды порога слышен издалека. Кстати, именно в этом месте снимали прохождение порога в фильме «Географ глобус пропил«. А позже, при монтаже совместили картинку с видами Усьвинских столбов.

Река Исеть течет здесь в красивом, скалистом каньоне. По обоим берегам порога возвышаются скалы. На левом берегу раскинулась березовая роща. На правом берегу Исети видны руины бывшей картонной фабрики. В былые времена здесь была мельница. На левом берегу Исети, под скалами близ воды, можно увидеть два сохранившихся мельничных жернова.

Место очень популярное, живописное и доступное для всех. Даже в будний день здесь много отдыхающих и гуляющих людей.

Аракульский Шихан и озеро Аракуль

Аракульский Шихан и расположенное рядом озеро Аракуль — одно из самых красивых и запоминающихся мест на Урале.

Из-за обилия родников вода в озере Аракуль чистая, прозрачная (прозрачность до 7 м), но при этом холодная. Кстати, если немного поднять «муть» со дна, то в воде будет взвесь из «блесток». Выглядит забавно.

Главная достопримечательность здешних мест — скальный массив Аракульский Шихан, часто называемый просто Шиханом. Гора Аракуль со скалами возвышается юго-западнее озера. Высота горы над уровнем моря – 563 метра. Величественный вид скальной стены Аракульского Шихана впечатлит кого угодно. Шихан представляет собой скальную цепь, протянувшуюся более чем на два километра. Максимальная ширина цепи — 40-50 метров, максимальная высота над землёй — 80 метров. Сложен Шихан огромными гранитными плитами и глыбами.

Ещё одна особенность Шихана — многочисленные каменные чаши. Предполагают, что чаши образовались в результате разрушения породы из-за разводившихся нашими предками на одном и том же месте костров. В пользу этой версии говорит тот факт, что археологи нашли в чашах и рядом уголь и золу. С какой целью разводились костры – с жертвенной, производственной или сигнальной – неизвестно.

Перед поездкой я предварительно изучал карты, искал варианты проезда и остановки. В итоге решил не рисковать и не тратить время на поиски хороших дорог. Остановились вблизи деревни на берегу озера. В будний день народа практически нет. Тишина, красота. С утра, позавтракав, отправились к Шихану.

От озера Аракуль к Шиханам идут тропинки. Нам предстояло преодолеть порядка 5 км пешком. Путь для неподготовленного туриста может показаться не из легких. =) Довольно быстро мы дошли до Шихана и стали изучать его, искать варианты для подъема. С утра была спокойная безветренная погода. В воздухе висела дымка, чуть позже в след за выходом солнца воздух стал проясняться.

Нагулявшись и наползавшись, отправились в лагерь. Примерно по середине пути между деревней и Шиханом есть отличное место для разбивки лагеря, и, как оказалось, туда можно добраться довольно легко на полноприводном авто. Без экстрима. Пообщался с местными жителями на этот счет. Узнал на будущее, где можно будет остановиться.

Далее наш путь лежал на озеро Тургояк. Но по пути я хотел заехать в город Карабаш. Что мы и сделали.

Карабаш

Город Карабаш Челябинской области прославился на всю Россию и мир, как один из самых грязных городов на нашей планете. С начала 19 века в данной местности открывается множество производств и шахт. В начале 20 века активно начинают добывать и перерабатывать медную руду. Медное производство – одно из самых вредных. При нем образуется большое количество вредных для людей и природы соединений.

Об экологии в те времена особо не задумывались. В результате город Карабаш превратился в настоящую зону экологического бедствия. Огромные ядовитые отвалы, зараженная почва, практически полное уничтожение растительности, загрязненный воздух, отравленные реки, водоемы и подземные воды – вот результат экологической безответственности. Вокруг Карабаша огромные терриконы – отвалы производственного шлака.

Главная достопримечательность Карабаша – Поклонная (Золотая, Лысая) гора высотой 597 метров. Когда-то это была обычная гора, покрытая лесом. Сейчас же она голая и темная, вся растительность из-за выбросов практически полностью уничтожена. На склоне горы белыми камнями выложена очень актуальная для карабашевцев надпись «Спаси и сохрани», а над ней стоит железный Поклонный Крест высотой 12 метров. Рядом находится гора Карабаш.

Знал, что на гору заезжают на полноприводных авто. По крутому подъему доехал до первой смотровой точки. А вот дальше побоялся. Крутой продолжительный уклон, узкая дорога. Ошибка может стоить жизни. К тому же, чтобы туда заехать необходим полный бак топлива. Иначе топливо при наклоне автомобиля отольется в сторону и можно заглохнуть со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Но при нас нашелся смельчак, который все-таки решил заехать повыше. На Шевроле Ниве (точнее уже Лада Нива) он с девушкой заехал на среднюю смотровую площадку. После подъема эмоции их были очень яркими. =) Водитель подумывал о том, чтобы забраться на вершину горы, к самому кресту, но я его остановил. Там, наверху, высокая ступенька, которую не преодолеть стандартной Ниве.

Пока мы гуляли и фотографировали, ребята на Шниве стали спускаться вниз. Пообщались с ними и после спуска. Вниз, как они сказали, спускаться было много страшнее. =)

На горе столкнулся с интересным явлением. Хотел запустить коптер, чтобы сделать красивые кадры. Но не получилось — коптер то и дело терял связь с пультом и не мог найти спутники GPS. Я лишь могу предположить, что дело в породе, из которой состоит Поклонная гора. Возможно виновата направленная Wi-Fi антенна (там же стоит видеокамера), установленная на Кресте. Пробовал уходить из луча антенны — не помогло. Запустил коптер с горы Карабаш. Но далеко не полетел, связь была не стабильной и заторможенной. В общем, надо быть осторожным. =)

Осмотрев гору и окрестности, отправились дальше в путь. По пути обратили внимание на желто-оранжевую реку. Текущая в Карабаше река Сак-Елга полностью отравлена производством – это жутковатый поток с оранжевой водой. Долину реки обычно называют «ржавой долиной». Здесь оранжевая, разъеденная почва, а от когда-то росших здесь деревьев остались только растрескавшиеся пеньки.

К вечеру добрались до красивого и большого озера Тургояк. Но об этом в следующей записи: Путешествие на Южный Урал 2020: день 4-5

Продолжение рассказа: Путешествие на Южный Урал 2020: день 4-6.

Путешествие на Южный Урал 2020: день 1-3

Одна мысль о “Путешествие на Южный Урал 2020: день 1-3

  • 21 января 2022 в 19:55
    Постоянная ссылка

    На Южном Урале бывали несколько раз. Проезжали как-то и мимо Карабаша. Город и терриконы видели издалека, картина удручающая. Напомнило планету Плюк из фильма киндзадза.

    Ответ

Добавить комментарий для Николай Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *