Продолжаю рассказ о путешествии на Южный Урал. В предыдущей записи речь шла о посещении таких мест как: Музей военной и автомобильной техники в Верхней Пышме, порог «Ревун», Аракульский Шихан, город Карабаш. В этой записи расскажу об озере Тургояк, национальном парке «Таганай», национальном парке «Зюраткуль», карьере в городе Сатка, историко-природном комплексе «Порожская ГЭС» и Айских притёсах.

Интерактивную карту с указанием мест, которые мы посетили, можно найти в предыдущей записи или по ссылке.

Озеро Тургояк

Поездка на озеро прошла с небольшим приключением. Озеро Тургояк — место популярное, практически все хорошие выходы к воде находятся в руках частников. Или плати деньги и останавливайся у воды или ищи другое место вдали от берега. Мне же подсказали место для лагеря прямо у воды, с пляжем. Но место удалённое и дорога туда не очень хорошая. Для Нивы — проходимая. Далее будет немного технического автомобильного занудства, пару абзацев можно пропустить, кому не интересно. =)

Так вот, ещё не доехав до интересной дороги, на относительно простом участке, налетел на камень. Очень хорошо так налетел, хотя ехал не быстро. С одной стороны — грязь, с другой торчали камни, а в центре расположился небольшой камень в лужице. Решил проехать по центру, и, кто же мог знать (ну, кроме местных)), что лужица глубокая; при этом левое колесо «утонуло» в ней, а камень, что был едва заметен на поверхности воды, ударил сперва по балке, а затем ещё и по переднему кардану.

На месте стоянки я залез под авто с намерением всё проверить — мне казалось, что двигатель работает неровно. Картина, открывшаяся мне, сперва удручила: я увидел следы смазки ШРУС. Это из поврежденных пыльников кардана (они у меня на ШРУСах) летела смазка. Удар пришёлся в край переднего ШРУСа, в пыльнике было небольшое повреждение. Задний шарнир прижало к траверсе КПП и слегка протерло пыльник. Надо отдать должное пыльникам из материала Hytrel — уже не первый раз они спасают от гибели ШРУСы и от дорогостоящего ремонта.

Удачно то, что удар пришелся не по центру и не зацепил корпус редуктора переднего моста и/или раздатку. Иначе последствия были бы малоприятными, и пришлось бы завершать нашу поездку, тратить на ремонт большие средства.

По итогу: снял кардан, обезжирил, замотал изолентой и дальше в путь. Проверенный способ ремонта. =) Задумался о дополнительной защите автомобиля снизу. В нашей местности в доп. защите нет необходимости, а вот на каменистом (местами) Урале она очень желательна.

Место для стоянки оказалось хорошим: нет толпы людей (только одна небольшая компания), белый пляж и баня по-черному на берегу. =) Соседи поставили палатки прямо у воды, мы же не стали — погода хмурилась, и не хотелось, чтобы нам во время сна досаждал ветер с озера. Укрылись за небольшой возвышенностью.

А поздно вечером,  когда уже стемнело, к соседям приехал друг на «тринашке». Я не представляю, как он доехал по этим камням. Часть дороги — это «трасса для триала» — каменистая, с крутыми размытыми спусками. Могу предположить, что назад его тащили друзья на Ниве. Либо я недооцениваю легковое авто и мастерство водителя. =) Но ехать «ходом» там для меня — значит биться днищем о камни.

Пока мы разбивали лагерь и готовили ужин, соседи топили баню и парились. Поужинав, и с наступлением темноты, мы сами вновь растопили баньку. Попарились и несколько раз искупались в освежающей чистой воде озера. Погода к вечеру была прохладной, но после бани всё было нипочём. =)

С утра было пасмурно, я запустил коптер и немного поснимал. Позавтракав, стали собираться в путь. Погода стала налаживаться, и мы отправились в национальный парк «Таганай».

Проехав наиболее сложные каменистые подъёмы, встретили молодого человека, стоявшего у машины и просившего помощи. По луже масла на земле я понял, в чем дело — пробит поддон. Забавным мне показался этот момент — я ведь как раз рассказывал жене об аспектах защиты автомобиля в целом и поддона в частности. =) Попросил он дотянуть его до города.

Ни троса, ни крюка для буксировки у него, конечно же, не оказалось. Трос дал свой, крюка нет, парень привязал трос к «телевизору» авто. Так и поехали. У меня нет опыта буксировки других авто, а в данной местности очень сложный и не привычный для меня рельеф — крутые спуски-подъемы, резкие повороты. Так я его и тянул тихонечко на второй пониженной передаче.

Выехав на асфальт, на пути встретилась крутая гора. Хорошо, что не продолжительная. Тяну и понимаю, что я его не вытащу, обороты падают. Переключаюсь на первую пониженную, машина на секунду останавливается, и я начинаю движение с пробуксовкой по асфальту.  Уфф.. ))) Заехали. По пути порвали трос и повредили тросом бампер Ауди. В общем, довез парня до нужного места и отправился дальше.

Национальный парк «Таганай»

«Таганай» — самый популярный среди туристов национальный парк Южного Урала. Он повсеместно славится своими красотами благодаря живописным горным хребтам. Изучая информацию и просматривая пешие маршруты, я представить себе не мог, насколько большой парк. При регистрации предложили несколько вариантов маршрута на выбор, в зависимости от того, что хочется увидеть и сколько есть свободного времени. Для себя выбрали 4 часовой пеший маршрут по нижней тропе до Каменной реки, стоянка Веселый ключ.

Парк огромный, интересный. Туда надо ехать специально и желательно не на один день. Здесь раздолье для туристов. Тут можно полюбоваться высокими горными хребтами и причудливыми каменными останцами, россыпями курумов и удивительной каменной рекой, вытянувшейся на несколько километров (порядка 6), реликтовыми лесами, подгольцовыми редколесьями и горными тундрами.

Каменная река (курумник) нам уже знакома по прошлогодним поездкам. Поснимал и снизу и сверху с квадрокоптера.

Добравшись до стоянки Веселый ключ, мы обнаружили двух вОронов, которые выпрашивали еду у туристов. Поток туристов большой, все подкармливают. Чтобы вкусняшки не пропадали, вОроны их тут же прятали по всей поляне. Откапывали ямку, укладывали в неё еду и закапывали, прикрывали листьями и травой. Вся поляна в «заначках». Птицы большие и красивые. Парочка. Увидеть их на таком близком расстояние довольно необычно. Практически с рук берут корм. Сделал несколько фото на память.

После обеда стал накропать дождик, и нам было пора отправляться к следующей точке — национальный парк «Зюраткуль».

Национальный парк «Зюраткуль»

Посещение парка «Зюраткуль» должно было стать коротким. Предполагалось переночевать на берегу одноименного озера, посмотреть на гору Большой Нургуш и с утра отправится дальше по маршруту.

Озеро Зюраткуль — самое высокогорное на Урале, оно находится на высоте 724 метра. В озеро Зюраткуль впадает несколько небольших рек и ручьев, а вытекает одна река — Большая Сатка.

На озеро приехали к вечеру, начинало темнеть, погода совсем испортилась. Шел дождь, а на берегу озера еще и дул сильный ветер — знатно штормило. Моросящий дождь и пронизывающий ветер не располагали к установке лагеря. Тент установить не удалось, решили, что просто накроем им палатку на случай сильного дождя и для защиты от ветра.

На газовой горелке по-быстрому разогрели готовую кашу с тушенкой, вскипятили воду на чай. Поужинали и легли спать.

Утро нас встретило спокойной безветренной погодой. Озеро было окутано белой пеленой тумана и низкой облачностью, которая скрывала за собой горный хребет Нургуш. После вечернего шторма вдоль берега стояло много затопленных лодок и катеров.

Немного прогулялись вдоль берега. Обнаружили интересное здание, стилизованное под средневековый замок. Судя по внутреннему убранству это, возможно, было какое то кафе. Здание граничит с водой и постепенно разрушается.

Учитывая тот факт, что погода испортилась, стали возникать мысли: а не рвануть ли в сторону дома? — В сторону дома однозначно и по заранее выбранному направлению! Но по пути хотелось заскочить в город Сатка, чтобы посмотреть на огромный карьер, расположенный в центре города. И если погода наладится, то проехать по ранее намеченному маршруту.

Пока ехали до Сатки, погода, несмотря на «дождливый» прогноз, изменилась в лучшую сторону.

Город Сатка и карьер

Сатка — небольшой промышленный городок, известный на Южном Урале. Свою известность в последнее время он получил из-за постройки «Уральского Диснейленда» — Сонькина Лагуна. Парк развлечений нам был не интересен. Как по мне — это одно сплошное дурновкусие и мешанина из разных элементов и стилей, но «пипл хавает». Мне город был интересен, прежде всего, своей промышленной историей и наличием огромного карьера в центре города.

Еще с 18 века город знаменит своим железоделательным и чугуноплавильным заводом. В конце 19 века было обнаружено месторождение магнезита. Благодаря этому в 1901 году возник новый завод, первым в России начавший производство магнезиальных огнеупоров. Магнезит обладает высокими огнестойкими свойствами, используется при выплавке металлов. И сейчас главное градообразующее предприятие — комбинат «Магнезит». Это лидер по производству магнезиальной продукции.

Специально построил маршрут через Сатку, чтобы посмотреть на карьер. По описанию в интернете и указаниям по карте было непонятно, откуда лучше на него взглянуть. На Яндекс.Картах отмечена смотровая площадка. В её сторону мы и направились. Надо проехать по гаражному кооперативу, взобраться всевозможными путями на крутую гору и… не обнаружить ничего. Нет, карьер оттуда виден как на ладони, но дно карьера не видно. Поэтому мы прогулялись по самому карьеру. Осторожно, не подходя близко к краю.

Поснимал с нескольких точек и даже запустил квадрокоптер. Хотя после Карабаша я очень переживал, что коптер снова начнет «выпендриваться». Но нет, всё прошло отлично. Я взлетел и поснимал. Правда, всё же не стал рисковать и далеко не отлетал.

Чтобы рассмотреть детали карьера необходим телеобъектив. Поснимал на «ширик» и на «телевик». На противоположной стороне обнаружил официальную новую смотровую площадку. На предприятии есть классный музей и, по-видимому, при посещении музея можно попасть и на смотровую. В музей по времени мы уже не успевали, поэтому насладились видами с той точки, где были. А виды здесь завораживающие: глубокий и широкий карьер, а внизу проезжают крошечные на вид карьерные самосвалы и спецтехника. Сделал кадры с сильным и не очень приближением, а также для понимания масштаба сфотографировались у покрышки от карьерного самосвала (или какой то другой техники).

На улице совсем распогодилось — солнце, тепло. Было решено ехать дальше по изначально намеченному пути. Следующая точка —  это ныне не действующая ГЭС «Пороги».

Историко-природный комплекс «Порожская ГЭС» («Пороги»)

Путь на «Пороги» проходил по живописным местам долины, окруженной горами. Сейчас жалею, что не остановился тогда и не сделал несколько кадров по пути.

На реке Большая Сатка в Челябинской области расположено удивительное по своей красоте место. До недавнего времени тут работала ГЭС, дошедшая до наших дней практически в первозданном виде начала XX века и не искаженная советскими реконструкциями.

6 мая 1908 года по инициативе горного инженера Александра Филипповича Шуппе на реке Большая Сатка, был основан первый в России электрометаллургический завод по производству ферросплавов. Условия были самыми подходящими: имелось сырье (месторождения хромистых железняков и кварцитов), лес для выжига древесного угля, полноводная горная река. Для производства требовалось много энергии, поэтому была построена собственная гидроэлектростанция.

Плотину на реке Большая Сатка построили по проекту известного ученого, инженера-гидравлика Б.А. Бахметьева. Уникальность данной плотины в том, что она выложена из дикого камня. В качестве связки между крупными, обработанными камнями применяли глину и цемент. Ширина плотины составила около 12,5 метров у подошвы и 4,2 метра по гребню. Общая длина гидротехнического сооружения — 125 метров, длина водосливной части — 70 метров, высота — 21 метр.

До сооружения плотины на этом участке реки было два порога со сливами высотой до четырех метров. Вода в этом месте кипела и бурлила.

ГЭС была оснащена по последнему слову техники, использовалось оборудование от ведущих европейских фирм. В помещении машинного зала работали две гидротурбины немецкой фирмы «Бригель Хансен и Ко» из города Гота 1909 года.

До недавнего времени Порожская ГЭС продолжала работать, вырабатывая электричество для посёлков Пороги и Постройки. Другого источника электричества здесь просто не было. Если воды в пруду не хватало или оборудование выходило из строя, то и электричество в домах местных жителей пропадало. Линию электропередач (из Асылгужино, со стороны Башкирии) сюда протянули лишь несколько лет назад. После этого надобность в собственной электростанции отпала. Порожскую ГЭС навсегда закрыли. Это была старейшая непрерывно действующая гидроэлектростанция России.

Комплекс «Пороги» объявлен памятником культурного наследия Челябинской области. Это одна из самых известных историко-архитектурных достопримечательностей региона.

Интересный факт. В засушливые года плотину Порогов порой полностью перекрывают, и русло реки пересыхает.

По прогнозу обещали сильные дожди, но пока погода стояла отличная, решили не упускать момент и заехать в последнюю для посещения точку нашего маршрута — Айские притёсы.

Айские притёсы

 

Одна из самых известных и популярных достопримечательностей южноуральской реки Ай – скала Большие Притесы. Это высокая и протяжённая скальная стена, высотой до 100 метров.

Скала протяжённостью почти километр изогнулось дугой по левому берегу реки, делающей здесь поворот направо. Большие Притёсы совершенно отвесны. Лишь в одном месте (и то не без труда) можно подняться наверх. В Больших Притёсах есть несколько пещер.

Предварительно почитал о том, как туда добраться. Думал будет большой участок полевых/грунтовых дорог, но как оказалось, практически до самого места проложена отличная асфальтированная трасса, а по полю надо проехать всего лишь километр. Можно и пешком прогуляться. Это объясняет тот факт, что место очень популярное среди местных и приезжих туристов. Прямо на Притесах оборудовано кафе, сделаны навесы, есть туалет. Всё цивилизованно. Живут даже собака породы Бигль и кошка.))

Кстати, для любителей острых ощущений есть оборудованное место для прыжков на верёвке (Роуп-джампинг) вниз со скалы. Стали очевидцами прыжков. =) Вообще многие получают свою порцию острых ощущений просто подойдя к краю скалы или даже не доходя до края. Что меня немного удивило. Кто посмелее лезет на удаленные выступы скалы.

Заключение. Дорога домой

На Притёсах вскоре начался небольшой дождь, а вдали виднелись большие тёмные тучи. И мы отправились домой.

Вообще изначально в планах последняя ночевка должна была быть в палатке. Но с учетом погоды подкорректировали планы. Решили не ночевать здесь или поблизости, а проехать максимальное расстояние до того, как начнет темнеть и заночевать в гостинице. Прикинул по времени и расстоянию, выбрал место для остановки и ночевки — гостиница в городе Красноуфимск.

По дороге, в районе Притёсов попали под ливень и град, вблизи сверкали молнии. Было немного тревожно. =) Дальше дождь прекратился, мы ехали уже по Башкирии и вот вновь заехали в дождь. Да еще какой дождь! У этого метеорологического явления название «очень сильный дождь». Воды выпадало столько, что она не успевала уходить с дороги. По сути мы ехали по воде, ощущая сильное сопротивление при движении. В низинах же скапливалась вода, образуя глубокие лужи. Всё вокруг затянуто, просвета не видно, поэтому решили не останавливаться и не ждать, а так и ехать тихонечко (не более 60 км/ч). Проехали так часа два, пока дождь не прекратился и не остался позади нас.

Переночевав в гостинице, отдохнувшие и выспавшиеся, отправились в сторону дома. Приехали не поздно во второй половине дня, особо не устали и успели сгонять в деревню (собирались гости по случаю приезда родственников).

Путешествие было довольно спонтанным, но тем не менее, везде успели, практически всё осмотрели. Получилась такая обзорная поездка, наметили для себя кучу интересных мест, чтобы в будущем каждому из них уделить больше внимания.

Спасибо всем, кто прочитал мой лытдыбр. =)

Путешествие на Южный Урал 2020: день 4-6

Одна мысль о “Путешествие на Южный Урал 2020: день 4-6

  • 21 января 2022 в 20:10
    Постоянная ссылка

    Красивые фото! К Южному Уралу у меня вообще какое-то особое чувство. На Зюраткуле и Порогах были в 2010г. На берегу»зодчество» тогда по всей видимости было построено недавно, все было свежо и функционировало. Порожская ГЭС тогда тоже ещё работала,правда год был жаркий и через дамбу текли только тонкие струйки воды.

    Ответ

Добавить комментарий для Николай Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *