Атарская Лука и Спасская церковь

Осенью, совместно с сообществом «Затерянное Вятки» , совершил внедорожный выезд. Ключевые точки маршрута: Атарская лука и урочище Атары со Спасской церковью. Поездка получилась интересная, насыщенная приключениями. И погода не подвела, было морозно, без осадков (не считая дороги вперед).

Дорога вперёд

Наше приключение началось ранним утром, выезд из Кирова был намечен в 6 утра. Погода с утра не задалась: снег, гололед. Специально для поездки по бездорожью поставил колеса с летней резиной. По факту резина всесезонная и в принципе дорогу держала нормально. Участники распределились на шесть автомобилей: Форд Эскейп, УАЗ Патриот, Рено Дастер, Нива, Рено Каптюр и ГрейтВолл Ховер. Последние два тащили с собой прицепы с квадроциклами. Каптюр на бездорожье не выезжал. Резина в основном зимняя, кроме моего авто с АТ-резиной и Ховера с МТ-резиной.

Добрались до стартовой точки внедорожного маршрута. Пока ребята подготавливали квадроциклы, я стравил колеса до 1 атмосферы. Этого было достаточно. Погода наладилась, снег идти перестал. Выдвинулись в сторону урочища Атары.

Я поехал первым, следом за мной -Эскейп. Снега не много и, несмотря на минусовую температуру, земля еще не успела схватиться. Грязь тоже не замерзла, только на поверхности луж была тонкая корка льда. Путь представлял из себя дорогу с преобладанием глиняных грунтов, луж и колеи разной глубины.

Включил пониженную передачу и авто, не напрягаясь, ехало в нужном направлении, разбрызгивая лужи в стороны. Резина Roadcruze RA 1100 — вседорожная АТ, не грязевая МТ. При этом и в глине показала себя хорошо. Я даже расслабился от такой поездки, блокировку не подключил. Что меня и подвело в луже на неожиданно глубокой колее. Шел в натяг, не ходом, потому что местности не знал. Ну и повис на мосту. Впрочем, не сильно. Квадроцикл меня легко сдернул с места, а я вспомнил про наличие блокировки. =)

Другие авто также не испытывали больших проблем. Но Эскейп и Дастер, побуксовав в этой луже, приняли правильно решение объехать её. Благо была возможность.

Так мы доехали до участка с глубокими глиняными колеями. Какой-то отрезок пути я даже проехал без особых проблем — разумеется, с включенной межосевой блокировкой и, активно работая рулём для лучшего зацепа передних колёс в колее. Снова повис на мосту, и снова квадроцикл меня выручил. Остальные участники остались позади. И тут мы обратили внимание, что параллельно основой дороге идет другая, лучшего качества.

Я нашел место, где были вырублены деревья и поросль. И выскочил на нужную дорогу. Попутно захватив с собой ствол дерева, который воткнулся поперек авто под  тракт выхлопной системы. Вовремя заметил и убрал, но машина все равно получила небольшое повреждение в виде лопнувшей трубы, идущей к глушителю. На это я обратил внимание уже позже. Мелочи жизни. =)

Отправился на разведку вместе с квадроциклами. Выехали из леса на поле. Точнее, где должно было быть поле. По факту молодой лес. Нашел дорогу, которая слабо просматривалась. Дорога проходила сквозь деревья так, что не поцарапать авто ветками было нельзя. Для моего авто царапины от веток — уже привычное явление, и я особо не переживал. Проехал и этот участок без проблем. До финальной точки оставалось порядка километра.

Один из экипажей квадроциклов вернулся назад и рассказал о дорожных условиях. Раций у нас с собой не было. Остальные участники также решили ехать вперед. За исключением экипажа Дастера. Автомобиль оставили, а народ пересел к другим участникам.

Пока основная часть ехала в нашу сторону, я отправился дальше. Был прямой участок, склон с глубокой колеей. Можно было бы ехать рядом с ней, но я в неё упал и не мог выбраться. И назад сдать не получалось уже. Решил ехать вперед. Даже проехал не малый участок пути, скользя на защите и проскребая почву яблоком моста. Ехал только из-за наличия небольшого уклона и активной работы рулем. Но в итоге я повис на рычагах. Возможно, если бы на рычаг были установлены «лыжи», я бы проехал дальше.

По итогу поработал лопатой, подкопал рычаги. Копать глину — отличное физическое упражнение. И на помощь вновь пришел квадроцикл. =) Сдернул меня вниз. А дальше колея уже не была такой глубокой.

До этого же места добрался экипаж Ховер. Авто выше, колеса больше, резина МТ. Но проехали без помощи не дальше меня. Что удивительно. Проехали участок с колеей и оставили авто. Эскейп также попробовал было поехать вниз, но остановился во время. Впрочем хорошо прилип, повиснув. Назад его выдергивали два квадроцикла. Вытащили и вместе с УАЗом оставили наверху.

Я решил доехать до урочища. Оставалось совсем чуть-чуть. Снова грязь и лужи. Сложное и опасное место я объехал и добрался до церкви. Остальные экипажи, за исключением квадроциклов, добрались до места пешком. Пока они шли пешком, я успел осмотреть церковь и пофотографировать.

Церковь Спаса Нерукотворного

Церковь Спаса Нерукотворного или Спасская церковь построена в 1809 году на горе «тщанием прихожан при помощи прикладной церковной суммы и при пособии добровольных пожертвований сторонних лиц». Вместе с ним на гору «поднялось» и село по причине затопляемости берега.

В 1910 г. приход состоял из 39 селений с русским населением — 5176 человек. Приход был бедный и самый беспокойный: многие прихожане занимались разбоем. Из описания прихода за 1910 г.: «село расположено на правом берегу Вятки. В приходе 3 земских школы. Занятия прихожан — землепашество и отхожий промысел».

14 марта 1930 г. начальник Лебяжского РАО Емшанов рассмотрел материал о закрытии храма в с. Атары на том основании, что «граждане, состоящие в приходе, группы верующих в Атарской общине изъявили желание группы общины распустить, а церковь в с. Атары закрыть, о чем вынесли постановления общие собрания». Скорее всего, вскоре после этого церковь в с. Атары была закрыта. Долгое время там размещалась школа.

В 1940-е годы в д. Дворец бывшего прихода действовал молельный дом. Многие годы в селе жила дочь священника, заслуженная учительница Вера Николаевна Люминарская, которая тайно вела уроки Закона Божьего детям колхозников. В 1960 г. её хоронило всё село. В 1961 г. в с. Атары была закрыта школа, и вскоре после этого село обезлюдело.

Атарская Лука

После того, как осмотрели Спасскую церковь, отправились вниз к реке на Атарскую Луку. На машине туда соваться не стал — крутые уклоны и грязь. Приключений без того хватило, а еще предстоял обратный путь.

Атарская Лука — пляж на правом берегу реки Вятка, получивший название от села Атары, располагавшегося неподалеку, но уже не существующего. «Лука» же значит излучина, изгиб реки, колено реки, речной поворот. Расположена на границе 3 районов Кировской области: Лебяжского, Нолинского и Советского. Является памятником природы Кировской области с 1990 года.

Уникальность этого места — в белом песке, состоящем из горного хрусталя и кварца, который скрипит под ногами, как снег, и «поет» в сухую ветреную погоду. Отсюда и второе название Атарской Луки — “поющие пески». Песни песков мы, конечно, не услышали, — время года и погода не те, но по пляжу прогулялись и посмотрели на прекрасную природу вокруг.

Редкость этого природного феномена в наших краях состоит в том, что в Волго-Вятском регионе редко встречаются залежи кварцита. Точнее, кварц у нас встречается, но этот минерал залегает очень глубоко под осадочными породами. Кварц (или оксид кремния) – это результат застывания магматических пород древних геологических периодов, он очень твердый. А в Пермском периоде над нашими краями было огромное море, и на дне его за многие миллионы лет отложились органические и минеральные осадки, которые образовали толщи известняка, доломита, гипса, песчаника, мрамора и других пород. Эти осадочные породы древних морей закрыли твердые магматические породы. По этой причине кварц обычно располагается достаточно глубоко.

Однако если река пробивает горы Вятского вала и другие гряды, то вода размывает осадочные породы и добирается до твердых слоев – именно тут река начинает размывать кварц , а потом в виде песка выносит на свои берега и отмели.

Рядом с Атарской лукой есть памятники археологии, недалеко были найдены и собраны остатки древних ископаемых животных (мамонты, динозавры, бизоны), эти кости часто можно найти при размытии рекой крутого берега. Также тут есть древние стоянки первобытных людей (стоянки Малиновское, Мысы, Красный яр).

Дорога домой

Все намеченные точки маршрута посетили, попили чай и стали собираться домой. Начинало темнеть. Гору с глубокой колеёй удалось преодолеть, проехав по параллельной ей заросшей просеке, которую мы позже обнаружили. А дальше по намеченному пути. Также ехал впереди. Хорошо, что я не успел снять багажник со световой балкой. Включил светодиодную балку и комфортно ехал. Основные фары и ПТФ были покрыты слоем замерзшей грязи. Где-то позади вдалеке мелькали фары Форда.

Выехал на асфальт, переобул обувь и стал очищать, отмывать фары, стёкла. Фары надо было еще освободить ото льда. Если фары включить, то есть риск их повредить — стекло лопнет. Был с собой спрей-размораживатель, который оказался посредственным. Что поделать, пришлось включать фары, иначе никак не очистить. Включил на не заведенном авто, чтобы работали не на всю мощность. Так и отогрел их. Тут же услышал, что где-то сечет выхлоп (лопнувшая труба дала о себе знать).

Форд выехал на асфальт, а другие авто всё не приезжали. Дозвонившись до одного из экипажей, узнали, что Дастер застрял, и есть трудности с его освобождением. Но по итогу все вернулись без каких-либо повреждений и потерь. Не считая поцарапанных грязных кузовов автомобилей.

Попрощавшись, отправились в сторону дома. Каждый экипаж в своем, комфортном ему, темпе.

Помимо фар у моей Нивы замерзли еще и тормоза. Точнее намерзли лёд, грязь на колодки и диски. Первые километры пути по асфальту ехал не быстро, периодически тормозя, чтобы разморозить и просушить тормоза. А еще путь до Советска нас сопровождал сильный туман, поэтому ехал не быстрее 80 км\ч. На обочине встретил зайца-беляка. Снега еще не выпал, а заяц уже сменил шубу и был отлично виден на тёмном фоне.

Сделал короткий видеоролик из пролетов над храмом. А также можно посмотреть панораму 360 градусов на Яндекс Панорамах.

Выпив бодрящего кофе в Советске, выехали домой. После Советска туман практически сошёл на нет и можно было держать комфортную скорость движения.

По возвращении в город сразу отправился на мойку самообслуживания. Долго и тщательно отмывал авто, трос и лопату. Отличная получилась поездка!

Атарская Лука — внедорожный выезд
Метки:                                     

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *